На мой взгляд, самый важный критерий здоровых отношений (дружеских или романтических), из которого следуют и все остальные, это глубокой искренний интерес к личности друг друга. Именно на нем основывается то принятие, которое больше всего ищут в отношениях. Принятие без него превращается в прохладную толерантность в худшем смысле слова, то, что мы, скорее, вынуждено терпим. Без него невозможно и уважение, не получится уважать то, что не кажется тебе ценным и прекрасным.
Пары романтических партнёров или друзей без такого интереса могут проводить много времени вместе, много разговаривать, но чтобы выразить свои мысли, мнения, чувства, а не чтобы лучше узнать другого. В таких парах практически никогда не задают личных вопросов друг другу, сводя общение к обмену бытовой информацией или чем-то более глубоким, но в итоге лишь для того, чтобы выговориться самому. Согласиться с другим, если мнение совпадает, и подискутировать (или продавить), если нет.
Именно отсутствие интереса и порождает чувство использованности, на которое жалуются представители обоих полов в гетеро отношениях. Но самое печальное, что некоторые считают подобное взаимное использование (обычно конвенционально патриархальное, где женщина ищет брака ради статуса и финансовой поддержки, а мужчина ради бесплатного секса и бытового, эмоционального обслуживания) основным смыслом партнёрства. С моей точки зрения это говорит даже не об эгоизме, а об отсутствии опыта спонтанного, искреннего интереса от другого и к другому, и интереса к самому себе как главной причины согласия на такой формат. Поэтому психотерапия и становится для многих настолько важным опытом и поэтому умение испытывать интерес к людям, на мой взгляд, главный инструмент и критерий профпригодности терапевта.
В романтических отношениях за личностный интерес часто принимают сексуальное влечение и влюбленность в целом. В последнем, если эта влюбленность основана на реальной увиденности друг другом, а не только на проекциях и эмоциональном голоде, он и правда есть. Но только когда буря эмоций немного стихает, появляется возможность понять, настолько глубок и устойчив этот интерес. Так возникает стереотип о том, что романтическая любовь живёт три года, в случае, если реального влечения к личности другого нет или оно быстро заканчивается.
Во французском психоанализе отсутствие интереса к себе и другим называется оператуарным функционированием. И считается причиной практически всех психических проблем и даже соматических заболеваний вроде рака. Последнее, конечно, кажется мне нелепым преувеличением, но именно отсутствие интереса к личности ребенка в зависимости от степени пренебрежения и порождает практически все травмы развития: ощущение внутренней пустоты, стыда, неувиденности. Которые затем при помощи разных психзащит от этого страшного опыта и превращаются в различные психоаналитические, иногда и психиатрические диагнозы.
Но что в целом такое этот интерес? Его, как и любовь, и другие глубинные спонтанные чувства, довольно сложно объяснить словами. Думаю, его можно охарактеризовать как поток спонтанного, устойчивого, глубокого внимания к другому и открытость ему. Мы можем вспомнить как интересовались чем-то в детстве или в юности, когда хотелось, как губка, искать и впитывать все о предмете своего увлечения (хобби, искусство, люди). Интересный для нас человек чувствуется той самой книгой, которую хочется, но и невозможно прочитать до конца, путешествием, которое открывает нам новые грани себя и мира. Но для этого и сам человек, к которому обращено наше внимание, должен чувствовать свою личность такой, как и нашу личность, если мы говорим об взаимности.
К сожалению, взрослому человеку сложно сохранить это внутреннее горение и живость. Сложно найти людей с таким же огнем внутри, который и делает их интересными. Но без этого огня невозможны ни отношения, ни самореализация (без интереса к себе будет нечего реализовать, кроме нарциссического желания быть лучшим), ни счастье в любых смыслах этого слова.